?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Харьков. Купеческий банк и гостиница "Астория"
ruyter
Расположение: Украина, г. Харьков,
Архитекторы: Николай Васильев, Александр Ржепишевский
Год: 1910 - 1913




    Неоромантизм – одно из крупных течений архитектуры рубежа веков. Зародившись в 80-е годы XIX века стараниями американского архитектора Генри Ричардсона, это направление продолжило развиваться в странах северной Европы, опираясь на специфику германских и скандинавских средневековых памятников. Если немецкий романтизм подпитывался имперской идеей, то на территории Финляндии и прибалтийских земель развитие этого направления стимулировалось поиском национальной и культурной идентичности народов, входящих тогда в состав Российской Империи. Новизна и энергетика нового стиля быстро достигли российской столицы, вызвав недолговечную моду на «чухонский модерн», как пренебрежительно называли этот стиль петербургские критики. Волна эта быстро сошла, сменившись серьезной увлеченностью неоклассикой, но для молодого архитектора - выпускника петербургской академии художеств Николая Васильева идеи романтизма и интерес к работе прежде всего финских коллег легли в основу дальнейшего творчества. Основной статьей дохода для начинающих архитекторов было конкурсное проектирование – за призовые места платили хорошие премии. Васильев нашел себя как художник и разработчик экстерьера зданий, и в этом качестве он разделял работу над проектами со своими бывшими сокурсниками, создававших планы и решавших инженерные задачи. Таких творческих союзов было несколько – наиболее успешной стала работа с Алексеем Бубырем, также выдающимся зодчим, которая вылилась в постройку зданий в Петербурге и Ревеле (Таллин). Среди других соавторов были Александр Дмитриев, Степан Кричинский, а также Александр Ржепишевский. Совместно с последним в 1909-м году Васильевым был создан конкурсный проект здания Купеческого банка в Харькове, взявший 2-ю премию и вскоре принятый к исполнению. Так на Украине появилось уникальное здание в стиле романтического модерна.

  
   Даже сейчас здание Купеческого банка выглядит внушительно в окружении более поздней застройки городского центра. Тогда же, на момент строительства, оно должно быть казалось пришельцем из другого, столичного мира. Функционально здание делилось на две части - в нижних этажах располагались помещения банка, а верхние занимали номера гостиницы «Астория». Железобетонный каркас - первый подобный в строительной практике Харькова, давал возможность гибко проводить внутреннюю планировку.
   Внешний облик здания наследует постройкам и конкурсным проектам Васильева и Бубыря для Ревеля (Таллин), создававшихся в один период времени. Скругление углов, фактура каменной облицовки и абрис фронтона близки к облику Немецкого тетра в Ревеле (см. открытку слева), рабочий проект которого был составлен в 1908 году. Однако, главный фасад того здания своей композицией во многом повторил фасад частного театра Хеббеля в Берлине (см. открытку справа), построенного по проекту Оскара Кауфманна (Oskar Kaufmann) как раз к 1908 году. Неизвестно почему петербургские зодчие тогда прибегли к почти прямому заимствованию, поскольку недостатка в собственных идеях ни у Васильева, ни у Бубыря обычно не наблюдалось. Но в этом аспекте в харьковской постройке можно видеть дальнейшее творческое развитие Васильевым принципов немецкой школы романтического модерна.


 
   Разнообразно скульптурное оформление фасадов. В первую очередь бросаются в глаза крупные фигуры атлантов, подпирающих карниз. В местах соединений узких полукруглых эркеров объемные скульптуры замещены барельефами. Нижние этажи здания украшены малыми скульптурными элементами – барельефами и масками. Все они выполнены в острой романтической манере и имеют своих побратимов как на стенах Немецкого тетра, так и фасадах «Бассейного кооператива» в Петербурге - более поздней и самой крупной работе Васильева.



  Здание Купеческого банка – один из немногих осуществленных конкурсных проектов Николая Васильева. Его персональные и совместные работы регулярно получали призовые места и премии, но до реализации дело как правило не доходило, порой по причине чересчур смелого полета авторской фантазии. Стоит отдать должное Харьковскому купечеству, что оно выбрало и довело в полной мере до завершения такой яркий и амбициозный проект.
  Строительство Купеческого банка также стало важным этапом в формировании нового облика Харькова. Именно в конце 1-го десятилетия XX века, на волне общероссийского экономического роста Харьков ощутил себя финансовым и экономическим центром обширного региона, и конкурс был первой пробой местной элиты своих амбиций. Успешное его проведение открыло дорогу работам других петербургских зодчих для города. В годы, предшествующие мировой войне, в Харькове реализуются большие проекты строительства жилых комплексов и деловых зданий по проектам Федора Лидваля, Оскара Мунца, Николая Веревкина, Ипполита Претро, Якова Гевирца и Александра Дмитриева. Для соавтора Николая Васильева по работе над проектом Купеческого банка – Александра Ржепишевского Харьков становится домом и местом творческой работы на последующие десять лет. Приехав в 1910 году осуществлять надзор за постройкой здания, он получил в Харькове постоянную практику.

 

Источники:
  • В.Г.Лисовский, В.Г.Исааченко. "Николай Васильев, Алексей Бубырь".
  • Ю.Полякова. "Архитекторы Харькова польского происхождения" (Александр Ржепишевский).
  • Харьков. Путеводитель.
  • http://bubyr.narod.ru/literature/hallas1.html - статья о постройках Н.Васильева и А.Бубыря в Таллине.
  • andreas-praefcke.de/carthalia/index.html    - сайт со снимками старых открыток театров разных стран.